Разное критическое мышление

Современные ученые считают, что наличие критического мышления, равно как и его отсутствие, может весьма существенно сказаться на текущей и будущей жизни человека. Критическое мышление - это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование.  Разное критическое мышление Именно критическое мышление позволяет нам:   меньше поддаваться деструктивному внешнему влиянию; снизить манипуляцию от рекламы не очень нужных нам товаров и услуг (например, обещающих излечение всех болезней магическими кристаллами).  Специалисты рассматривают критическое мышление как: умение человеком воспринимать получаемую из внешнего мира информацию, (определять взаимосвязи между ее элементами, сопоставлять их с имеющейся у него в сознании моделью окружающего мира, замечать логические противоречия в приводимых аргументах и последовательности их приведения);  в стремлении искать точки зрения, альтернативные имеющимся представлениям о мироустройстве, не отбрасывать их, даже если они не соот

Разнообразие манипуляций

Под манипуляцией понимается также один из видов психологического воздействия, используемый для достижения своих целей.

Простейшим примером манипуляции в повседневной жизни является реклама -  социально-психологическое явление; многоплановый товар, затрагивающий самые затаенные участки психики современного человека. 

Разнообразие манипуляций
Манипулятор в работе

Специалистами отмечены основные методы, которые используются при манипулировании сознанием:

  • Убеждение. Это метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению. Основу метода составляет отбор, логическое упорядочивание фактов и выводов согласно единой мировоззренческой концепции конкретного человека. Установлено, что убеждение главным образом достигается усилением ранее созданных установок. В целях убеждения манипулятор осуществляет самостоятельный отбор и формирование распространяемых в обществе сведений. От того, какую информацию получает человек, во многом и зависят его последующие действия. Это вполне оправданно, ведь поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов. Поэтому, отбирая определенную информацию, манипулятор предоставляет её «жертве».
  • Внушение. Внушение занимает одну из ведущих позиций среди способов регуляции поведения человека. Этот метод относится к наиболее распространенным способам формирования сознания в детском возрасте посредством СМИ, а также в повседневной жизни. Особая впечатлительность детей стоит в тесной связи с необычайной их внушаемостью, благодаря которой ребенку легко прививается как все дурное, так и хорошее. Отсутствие критического мышления, недостаток знаний о мире, присущих взрослому человеку, заставляет ребенка принимать информацию, особенно поступающую из «авторитетных» людей, на веру, без предварительного осмысления. 
Внушение представляет собой такое словесное воздействие, которое воспринимается человеком без должного контроля сознания (безотчетное, некритическое восприятие), но вместе с тем существенно влияет на его представления, установки, мотивы и акты деятельности. Внушающее воздействие может быть воспринято  с различной степенью осознанности. Не всегда внушение воспринимается совершенно бесконтрольно со стороны сознания, но в целом для внушения характерно притупление самоотчета, снижение критичности сознания
  • Повторение. Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную. Особенно важно то, что оно достаточно сильно влияет на процесс запоминания. Повторение неизменно вызывает ассоциативное действие психики. Ассоциации расширяют сферу восприятия и запоминания информации, повышают ее субъективную значимость. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием.

В повседневной жизни мы не замечаем, как часто и с какой легкостью мы влияем на подсознание другого человека. Мы ведем за собой людей, и сами идём на поводу, не осознавая этого.

Рассмотрим некоторые приемы вербального воздействия на окружающих:

  1. Манипуляция использования частицы «не». При данной технологии частица «не» на подсознании убирается, и мы получаем обратное решение. Бываю ситуации, когда в магазине к нам подходит консультант со стандартной фразой: «Не хотите, что бы я вам помог?». В этом случае, отрицательный ответ идет автоматом.
  2.  «Правило трех ДА». Если человек трижды согласиться, то четвертое согласие идет автоматически. Например: «Мы сегодня все собрались здесь – да; Мы обсуждаем итоги нашей работы – да; Строим планы на будущее – да; Поэтому важно проголосовать по данному списку. На подсознании мы понимаем: «Да, почему бы и нет, раз мы все собрались здесь».
  3. Предварительные предположения. В этом случае человек дает прямую установку, одновременно с этим предполагая, что совершите необходимое действие. «Мы сегодня идем в кино. Когда купишь билеты, то позвони».
  4. «Слова завязки». Это самый часто встречаемый метод. Сюда относится использование таких слов как: «тем не менее», «зато», «но». Такие слова необходимо использовать в нашей речи как можно реже.  Слова-возражения, создают "сопротивление" в разговоре, и фактически разрывают мысль собеседника, и он уже не хочет ее воспринимать. «Я понимаю, но...», - наиболее часто употребляемый вариант. В противовес таким словам существуют и слова -"помощники": «ясно», «очевидно», «понятно» - эти слова относятся к самой простой манипуляции. «Вам все ясно?» - «да». Порой мы отвечаем, не задумываясь, даже когда на самом деле ничего не ясно. Но в тоже время эти слова включают логическую цепочку.
  5. «Или…или» - такой прием известен также как «выбор без выбора». Он используется в быту так часто и совершенно не обдуманно. Мы даже не понимаем что это средство манипуляции. В этом случае имеет место однозначная установка. Например, ребенок не хочет есть, но вы понимаете, что должны его накормить. В этом случае в ход идет данный прием: «Ты будешь суп или пюре?» В данном случае ребенку придется выбрать, хотя он не хочет ничего.
  6. «Двойная задача». В данном случае имеет место автоматическая установка, даже если мы не хотим этого. «Как уберёшь со стола, помой посуду». Возможно, человек не хотел делать не того, ни другого, но на уровне подсознания мы уже готовы к выполнению действий.
  7. «Незавершенное действие». Это мы всегда используем в своей жизни, недоговаривая. В этом случае подается абстрактная информация о будущем, и чтобы узнать, что нам хотели сказать, мы вынуждены дожидаться информации. «Мы об этом поговорим потом…» - сама распространенная фраза. Она, таким образом, работает как средство манипуляции. Сюда же можно отнести рекламные ролики или многоточие.
  8. Количество повторений. Научно доказано что, человек запоминает лишь тогда, когда повтор информации будет происходить не менее 4-5 раз. Это является автоматической привязкой к себе. Но работает это только в том случае, если делать это ненавязчиво. Если, к примеру, мы будем говорить постоянно: «Помой руки, помой руки….», - эффект будет совершенно другой - сопротивление.
  9. Программа прямого внушения. В данной манипуляции основу составляет прямая команда. Она выполняется беспрекословно, на уровне подсознательного внушения. «Когда узнаешь про билеты, позвони» - четко, одна фраза, в самом конце. На этом разговор должен завершиться. Если после этого последуют какие-то вопросы, поступит новая информация, то это не будет прямой командой и необходимого воздействия не получится.
  10. «Метод Штирлица». Человеческий мозг устроен так, что мы запоминаем первую и последнюю фразу. Середина обычно не воспринимается. При использовании данного метода необходимо вложить самую ценную и важную информацию. Об этом знал и сам Штирлиц. Когда ему необходимо было узнать, будет ли Борман на месте. Он подошел к адъютанту и спросил: «Когда прибудет Борман, ведь мне необходимо с ним встретиться». После чего попросил таблетку от головной боли. Он точно знал, что адъютант запомнит последнюю фразу. Поэтому, если вы хотите человеку что-то предложить, вы должны в последний блок вложить самое главное и важное. Таким образом, из большого количества информации запомнится только последняя фраза.
  11. Техника «забалтывания» или речь с большим количеством глаголов. Данный прием часто используют политики. Когда человеку нужно много сказать не о чём, тогда в его речи хорошо работает большое количество глаголов и наречий. 
  12. Техника «команда, скрытая в вопросах». Очень часто используется в повседневной жизни. Например, «Вы не могли бы прикрыть дверь?», «Вы там сидите, передайте мне?», «Вы уверены, что это правильно?». Задавая вопрос, манипулятор подталкивает Вас к действию.
  13. Техника «Безличностных предложений». Например, «Все говорят», «Везде написано», «Все, здесь присутствующие знают». Роль слова «все» (А кто все?), «везде» (А где именно?) и т.д. «Безличность» позволяет уйти от аргументов и придать своей точке зрения весомость. 
  14. Техника «Чтение мыслей». Например, такие фразы как: «Вам наверняка интересно знать, что будет дальше», «Я, конечно, знаю, что вам нужно», «Я прекрасно Вас понимаю», «Видимо, Вам интересно». Такой подход позволяет расположить человека к себе и делать видимость, что его желания и мысли понятны.
  15. «Оператор долженствования». Основывается на слове «должен», «обязан»: «Ты должен хорошо учиться», «Ты обязан мне жизнью». Этот прием на 50% снимает желание делать то, к чему тебя призывают. Возникает обратное действие. Но если заменить «должен» на «можешь», «У тебя получится», то увеличивается вероятность, что призыв будет выполнен.
  16. «Разговорное клише». Фразы для завлечения внимания начинаются с «вас можно на минуточку?», « вы можете говорить?», «вы не возражаете?», «вас можно спросить?». Главная цель - начать разговор, чтобы добиться своих планов.
Разнообразие манипуляций
Разнообразие манипуляций

По мнению ряда специалистов, большой упор манипуляторы делают на задумчивых, подавленных или просто уставших людей, так как именно эта категория сознательно и легко вступает в контакт.

Необходимо помнить, что вышеупомянутые техники воздействия состоят из несколько этапов: привлечение внимания, установление контакта, введение в состояние транса и кодирование. Именно на последнем этапе манипуляторы добиваются от "жертв" желаемого результата

Можно выделить основные факторы, которые могут помочь в сопротивлении внешнему давлению и манипулированию. По мнению известного американского профессора Герберта Шиллера, такими факторами являются личностный потенциал, личностная сила, которая представляет собой устойчивость к внешнему влиянию и одновременно силу воздействия на людей. 

Желаю Вам удачи!

Комментарии




Поделиться: