Современные ученые считают, что наличие критического мышления, равно как и его отсутствие, может весьма существенно сказаться на текущей и будущей жизни человека. Критическое мышление - это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование.
|
Разное критическое мышление |
Именно критическое мышление позволяет нам:
- меньше поддаваться деструктивному внешнему влиянию;
- снизить манипуляцию от рекламы не очень нужных нам товаров и услуг (например, обещающих излечение всех болезней магическими кристаллами).
Специалисты рассматривают критическое мышление как:
- умение человеком воспринимать получаемую из внешнего мира информацию, (определять взаимосвязи между ее элементами, сопоставлять их с имеющейся у него в сознании моделью окружающего мира, замечать логические противоречия в приводимых аргументах и последовательности их приведения);
- в стремлении искать точки зрения, альтернативные имеющимся представлениям о мироустройстве, не отбрасывать их, даже если они не соответствуют нашему пониманию действительности (Утверждение: «этого не может быть, так как никогда не бывает», – сегодня остается уделом тех, кто абсолютно не заинтересован ни в собственном развитии, ни в позитивном взаимодействии с другими людьми.);
- в умении ясно и аргументированно выражать собственные мысли, избегая при их изложении излишней эмоциональности. (Вместе с тем, любой человек должен понимать, что демонстрация своих ладоней, улыбка наклон головы формируют в ходе общения атмосферу доверия и способствуют взаимопониманию порой больше, чем произносимые слова);
- в понимании наличия когнитивных искажений и умении распознавать их, не позволяя, если это возможно, влиять на собственные умозаключения, во всяком случае на долговременные решения;
- в любопытстве и любознательности, заставляющих человека расширять свои знания о мире, а не только углублять их в своей профессиональной области. (Без широты видения человек не может критически воспринимать действительность, так как его собственная информационная база очень мала и получаемую из вне информацию не с чем сравнивать);
- в оценке и прогнозировании последствий лично принимаемых решений и ответственности за получаемый результат (Требовательное отношение к себе и своим поступкам является важнейшим проявлением критического мышления).
По мнению современного исследователя Р. Энниса, к основным и наиболее важным установкам идеального критического мыслителя можно отнести:
- умение ясно выражать свои мысли;
- способность искать основания;
- стремиться быть хорошо информированным;
- считать необходимым искать альтернативы;
- обладать открытостью ума;
- воздерживаться от суждений при недостаточности оснований.
Различают два основных компонента критического мышления:
- диспозиция (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
- навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов).
Однако, в своей статье "Критический взгляд на критическое мышление через проблему сверхценных и аффективных феноменов у молодежи" исследователь Дмитриев М.Н. замечает, что: "Слово «критический» имеет разные импликации в двух лингвистических культурах: в условно американской - это понятие означает «важное размышление», «размышление, связанное с проницательным суждением». Например, Карл Поппер с своей работе «Открытое общество и его враги» (1945) выдвигал идею открытого общества, основанного на демократии как безальтернативной форме организации и управления и критическом мышлении индивидов, тем самым обосновывая идею мультикультурализма.
А для русской ментальности – это «размышление, связанное с вынесением неблагоприятной оценки, выявлением недостатков». В этом ученый подчеркивает конфликт мировоззренческих формаций, опирающихся на определенные социо-политические модели.
Ученый отмечает, что "клиповое мышление" современного человека позволяет ему оставаться достаточно невежественным человеком во многих областях, но при этом, сохранять достаточно высокий профессиональный и социальный статус по формальным признакам, компенсируя это способностью быстрого поиска и обработки информации в медийном пространстве.
Такое мышление не позволяет выделить главную и второстепенную часть из общего информационного потока, систематизировать и обобщить материал, логично выстроить его. Преобладание шаблонности и поверхностной оценки в суждениях приводит к утрате способности анализа какой-либо информации.
|
Разное критическое мышление |
Технологии развития критического мышления очень продуктивны при обсуждении текстового, аудио- и видеоматериала, организации дискуссии, подготовки проектов, даже при обучении грамматике, особенно при изучении иностранных языков по типу «второго родного», при обучении составлению вопросов, планировании и логистики проектов, принятию обоснованных решений. Критически мыслящие ученые чаще делают открытия, а творческие люди – добиваются признания аудитории.
Однако, необходимо помнить, что для приобретения такого качества - как критическое мышление, человек должен отказаться от поверхностного и шаблонного
мышления, учиться противостоять излишне эмоциональному восприятию происходящих событий; в чем обязательно поможет стремление личности к
саморазвитию.
Желаю Вам удачи!
Комментарии
Отправить комментарий