Импульсом к любой познавательной деятельности является результат противоречий между классическим общепринятым суждением о чем-либо и его действительной сущностью.
Например, американскими обывателями в XIX веке осмеивалась возможность передачи разговора по проводам; и создание телефонного аппарата воображалось как афера.
|
Психология творчества |
Психологи отмечают, что в процессе творчества происходит "сближение смыслов" основы предмета и сознания творца, художника. Глубокое изучение сущности материала достигается путем изменения представлений исследователя о предмете вдохновения и о самом себе. В результате познавательного процесса создается целостный и новый образ предмета, явления, мира.
Ученые определяют творчество как необходимый процесс создания нового, основанного на способности человека порождать оригинальные идей и использовать нестандартные способы деятельности. Плодами творческого процесса могут быть не только материальные вещи, но и мысли, идеи, решения.
Специалисты выделяют три уровня сознания в творческой деятельности человека:
- Подсознание. (Хорошо приобретенные навыки и опыт, которые защищают сознание человека от изменений работы и психических перегрузок.)
- Сознание. (Все его уровни развиваются и обогащаются с детства.) Сознание оперирует опытом и толкает человека к творчеству.
- Сверхсознание - творческая интуиция, вдохновение. Оно выявляет себя в виде первоначальных этапов творчества, неконтролируемых сознанием и волей.
Леонардо да Винчи подчеркивал: "Только проникая за грани повседневности, можно создать что-то свое, огромное и необычное". Наше сверхсознание способно к развитию фантастических идей, но именно они открывают возможности развития науки.
Ученые подчеркивают связь между фантазией и продуктивным мышлением. Мышление, дающее значительный диапазон свобод, в современном мире рассматривается как один из возможных путей развития личности. Здесь, креативность мышления определяется как умение направить свои интеллектуальные возможности по наиболее удачному и эффективному пути.
Очень важно отметить и эмоциональную составляющую в творческом процессе. В различных исследованиях подтверждены некоторые возможности подготовки к творческой деятельности через сопереживание, понимание, изучение (эмоциональное и проникновенное восприятие).
Например, Леонардо да Винчи предлагал оригинальный метод обретения эффективной формы мыслительной деятельности, который был им охарактеризован как "способствующий усилению изобретательности". Предложенный метод заключается в разглядывании "сомнительных пятен на стене" и фантазийно-конструктивном преобразовании их в пейзажи.
Можно отметить, что творческий процесс - это такое мышление и работа интуиции, где в моменты активного поиска происходит генерация идей и накапливаются знания и опыт.
Желаю Вам удачи!
Комментарии
Отправить комментарий